Фирма ТОРА-Центр
Новости
Конференция
Каталог программ
Литература
Прайс-лист
Демоверсии программ
Семинары и учебные курсы
Статьи и материалы
Ссылки на FOREX-страницы
Партнеры



Марксистская, 20
Тел:517-33-83
        726-67-78
E-mail:
am@inforus.biz
Пн - Пт, 9:30 - 18:00

Rambler's Top100



   Ñòàòüè ýêñïåðòîâ è ñîòðóäíèêîâ ôèðìû ÒÎÐÀ-Öåíòð   

Обзор состояния рынка финансовой информации в России

Илья Ратай


Формирование рынка информационно - телекоммуникационнных продуктов и услуг в России неразрывным образом связано с развитием рыночных процессов внутри страны. Степень развития отдельных секторов информационного рынка, главным образом, зависила от развития соответствующих рыночных структур. Начиная с середины 1992 года в России наблюдался бурный процесс формирования банковских и других финансовых институтов, что соответствующим образом повлияло и на рынок информации, который прежде всего ориентировался на деловые и финансовые круги потребителей. Особую актуальность проблемы информационного оснащения участников финансового рынка стали приобретать в период последних полутора - двух лет. Это связано с тем что в России завершается процесс формирования банковского и промышленного капитала. По оценкам известного западного аналитика Джорджа Сороса Россия находится в конце финансового кризиса. Следовательно можно предполагать, что наступает время здоровой конкуренции и цивилизованных взаимоотношений всех рыночных структур, что, в свою очередь, невозможно без развитой и технически оснащенной информационной сети.

Сегодня можно сказать, что Российский рынок информационных услуг и продуктов сформирован практически по всем секторам характерным для западной модели информационного рынка. Однако он имеет определенную специфику связанную с особенностями развития нашего общества в переходный период.

Специфика отечественного рынка информации касается ограниченных возможностей для сбора информации, что отрицательно влияет на качество информационных продуктов.

 

Другим слабым местом является отсутствие стандартизации форматов информационных сообщений. В настоящее время для большинства информационных агентств сложились две наиболее характерные схемы поставки информации:

    • в первом случае информация подставляется клиенту по мере ее поступления (возникновения). Каждый такой “кусок” информации сохраняется в виде отдельного файла (как правило это текст формата ASCII или таблицы MS Excel). Такие файлы поступают весьма оперативно, однако за такую оперативность приходится платить удобством поиска информации.
    • Во втором случае, вам предлагается купить готовую базу данных, содержащую информацию в удобном формате (как правило *.DBF) но обновление информации происходит гораздо реже. За удобство поиска приходится платить оперативностью.

 

В обоих случаях можно заметить еще один характерный недостаток - это то, что каждое агентство формирует структуры информационных файлов по своему вкусу и, таким образом, потребитель часто получает много лишнего мусора, отыскать в котором что-либо полезное часто бывает весьма сложно. Кроме того возникают проблемы привязки таких файлов к популярным системам технического анализа и поддержки принятия решений типа MetaStock или Windows on WallStreet.

Лишь немногие из российский информационных агентств предлагают собственные программные оболочки для обработки поставляемой ими информации, которые позволяют клиенту формировать запросы, представлять информацию в графическом виде и т.п.

Спектр услуг в сфере финансовой информации, представляемый сегодня предоставляет потребителю, довольно широк. Приоритетным направлениями здесь являются:

 

    1. биржевой и внебиржевой российских ценных бумаг
    2. валютный рынок
    3. рынок межбанковских кредитов
    4. рынок депозитных ставок
    5. котировки векселей

 

По данным “Российской энциклопедии информации и телекоммуникаций” соотношение общедоступных баз данных по финансовой информации представленных на российском рынке в различных формах, раскладывается примерно в следующем виде:

 

Форма представления баз данных

Количество

Дискета

1144

CD-ROM

109

Теледоступ

586

Выборка по запросу

372

Печатное издание

336

 

 

 

Однако множество из этих массивов информации по тем или иным причинам не поддерживаются в актуальном состоянии.

Для привлечения большего числа потребителей многие распространители электронной информации интегрируют информацию коммерческих предложений различных производителей.

 

От общей характеристики перейдем к более детальному рассмотрению наиболее известных поставщиков информации, действующих сегодня в России. Как было отмечено на I Международном форуме и выставке “Информационный сервис по финансам в России” из 40 информационных агентств, торгующих экономической информацией, около 15 уделяют особое внимание финансовой информации. По данным проведенного мною исследования этих агентств порядка 20. Среди них можно условно выделить пять групп, различающихся между собой по уровню сервиса, объему и источникам информации, специализации, ценам и т.д.

Первую группу представляют на российском рынке три основных “кита” мировой информации - это агентства Рейтер, Dow Jones Telerate и TENFORE. Информация, поставляемая этими агентствами состоит из финансовых данных, получаемых с бирж или непосредственно от клиентов, и специализированных новостей о событиях влияющих на финансовые рынки. Вся информация может непрерывно обновляться в режиме реального времени.

По мимо информации как таковой эти агентства поставляют широкий спектр программного обеспечения для анализа и управления информацией, а также транзакционные программные продукты для заключения торговых сделок непосредственно с терминалов.

Русская служба Dow Jones Telerate планирует в ближайшее время подключение к аукционам по ГКО и ОФЗ на ММВБ. Агентство Dow Jones Telerate является более молодым по сравнению с Рейтер. Оно начало свою работу в России с марта 1995 года, однако менее чем за год установила в Москве более 100 своих терминалов. Международная телекоммуникационная система финансово-экономической информации TENFORE составляет заметную конкуренцию вышеназванным двум крупнейшим агентствам. Эту систему отличают чуть более низкие цены при аналогичном информационном сервисе и весьма мощном программно-аналитическом обеспечении. Основной упор в своей деятельности на российском рынке компания TENFORE делает на представление информации для дилинговых центров.

Во вторую группу входит несколько наиболее известных отечественных компаний, приближающихся по уровню сервиса и оперативности к первой группе. среди них “МЕЖБАНКОВСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ ДОМ” (МФД), АК&M, “Прайм”, АЭН “Интерфакс”.

По мимо финансовой информации МФД предлагает своим клиентам современный набор программного обеспечения, позволяющий осуществлять все необходимые операции с информацией.

    • Получение информации в режиме реального времени
    • Распространение информации агентства Рейтер с интервалом 10 мин.
    • Многообразие каналов получения информации
    • Архивы по всем разделам финансового рынка в формате удобном для дальнейшего анализа программами типа Win on Wall Street.

Далее можно выделить одну из самых известных российских компаний АК&М. Основной продукт фирмы информационная база АК&М-List. Структура базы состоит из шести относительно самостоятельных блоков:

    • брокеры
    • эммитенты
    • текущие котировки
    • информация о выпуске ценных бумаг
    • финансовая информация
    • новости эммитентов и инвестиционных институтов.


Главное наполнение программы - цены покупки и продажи ценных бумаг. Информация собирается у более чем 500 российских лицензированных инвестиционных институтов и банков. Ежедневно обновляется более 10 тыс. котировок.

Блок новостей формируется на основе сообщений центральной и региональной прессы. По мимо этого готовятся различные аналитические обзоры и рассчитываются фондовые индексы.

Интересно отметить, что в качестве информационного партнера Dow Jones Telerate по регионам России выступает российское агентство новостей “Прайм”, которое поставляет своим клиентам информацию в режиме ON-LINE через каналы Dow Jones Telerate.

Третью наиболее многочисленную группу представляют информационные агентства, специализирующиеся на выпуске различного рода информационно-финансовых бюллетеней. Эту группу возглавляют такие фирмы как “РосБизнесКонсалтинг”, “БИЗНЕС-ТАСС”, МАФИ и др. Выпускаемые этими агентствами бюллетени освещают как внутренние так и внешние финансовые рынки. Информация по внутренним рынкам как правило группируется в следующие основные разделы: фондовый, валютный и кредитный рынки, а также рынок долговых обязательств.

Внешние рынки как правило ограничены информацией с Лондонской биржи металлов и котировками валют на крупнейших мировых биржах. Информация обновляется с частотой от нескольких раз в день до еженедельного и ежемесячного, поставка возможно как в печатном виде так и в электронном в виде текстовых файлов на дискетах, по модемной связи или сетям типа “Релком”, “Спринт”. Возможно формирование баз данных на заказ. Источники информации либо данные непосредственно полученные с бирж, от эммитентов, ЦБ РФ, либо по данным более крупных информационных агентств. Кроме этого иногда наблюдается взаимообмен информации внутри этой группы. Для этой же группы фирм характерна достаточно жесткая конкуренция и борьба за клиента, в отличие от более крупных своих коллег они предпочитают не раскрывать информацию о количестве своих прямых подписчиков.

Несколько обособленно в этом ряду выделяются две компании “Национальное Информационное Агентство” (НИА) и “Известия-Телемир”. Их объединяет использование общей программной оболочки, разработанной в НИА, которая включает в себя следующие разделы:

    • фондовый монитор
    • кредитный монитор
    • вексельный монитор
    • монитор приватизации
    • оптимальные котировки 100 наиболее популярных эммитентов.

В дополнение к этому подставляется аналитическая оболочка MkBase, позволяющая проводить анализ полученной информации, и утилита Syncro, которая позволяет автоматически обновлять любые файлы на работающих в любых сетях машинах по мере поступления свежей информации на сервер. Все это в целом оставляет неплохое впечатление о сервисе данных компаний. Нужно заметить, что НИА специализируется в основном на информации внутреннего рынка. Тогда как “Известия-Телемир” больше внимания уделяют экономическим новостям Запада, являясь эксплозивным дистрибьютером германского информационного агентства ФАУ-ВД (VWD).

К четвертой группе можно отнести компании, специализирующиеся на чисто аналитических статьях, пресс-дайжестах, составлении банковских рейтингов и аналитики на заказ. Такие как Аналитический Центр финансовой информации, агентство ВПС, агентство “Соболев”, АО “Инфоцентр”, фирма “ДАН ЭНД БРЭДСТРИТ”.

Последнюю группу составляют компании, аккумулирующие и распространяющие информацию других агентств. Как правило это информационно-коммерческие сети типа “ИКС-Мир” или “СИТЕК”. В таких сетях можно получить доступ к основным информационным блокам многих из вышеперечисленных агентств.

Подводя итог, нужно заметить, что проведенная классификация, до известной степени условна, так как за основной критерий, при проводимом мною анализе, принималось, прежде всего, удобство дальнейшей обработки полученной информации наиболее популярными аналитическими программными продуктами.

С точки зрения источников информации трудно выявить какого-либо общего поставщика на более высоком уровне. Практически все агентства, входящие в первые четыре группы, получают основную часть информации напрямую от участников рынка и ЦБР. Помимо этого, четко просматривается тесный взаимообмен информацией между агентствами.


   Перейти на главную страницу   

Copyright © 1993-2006 ТОРА-Центр. Тел: 517-33-83, 726-67-78 Марксистская ул., д.20