Фирма ТОРА-Центр
Новости
Конференция
Каталог программ
Литература
Прайс-лист
Демоверсии программ
Семинары и учебные курсы
Статьи и материалы
Ссылки на FOREX-страницы
Партнеры



Марксистская, 20
Тел:517-33-83
        726-67-78
E-mail:
am@inforus.biz
Пн - Пт, 9:30 - 18:00

Rambler's Top100



   Ñòàòüè ýêñïåðòîâ è ñîòðóäíèêîâ ôèðìû ÒÎÐÀ-Öåíòð   

Логистика торговой компании: план ирование товарных потоков, транспорта и продаж

Российский бизнес вплотную приступил к освоению новейших западных управленческих подходов и технологий. Одной из современных базовых управленческих технологий является логистика. В узком смысле понятие логистика “включает” организацию, планирование и управление транспортными, снабженческими, складскими операциями и различными коммуникациями компании. Однако в более широком смысле под логистикой понимается организация взамодействия и совместное планирование разнообразных и разнородных по своей природе хозяйственных процессов и систем. “Идеология” логистики подразумевает интеграцию в единый комплекс производственной технологии компании, механизма финансирования, коммуникаций, миграцию и формирование персонала, а также другие ключевые функции.

Законы и технология логистики вступает в силу на “стыке” различных процессов - конвейерного производства и отгрузки готовой продукции, поставки и хранения комплектующих, формирования товарно-материальных запасов. Для торговой фирмы логистика решает задачи координации оптовых закупок, “разделения”оптовых партий, транспортировки, хранения и реализации товара. Логистика обеспечивает учет и оптимизацию товарно-финансовых потоков, возникающих в процессе функционировния торговой компании. В этой связи проявляется один из основных принципов логистки- в ее основе лежит так называемый “потоковый” подход. Хозяйственные процессы рассматриваются как потоки товарных, финансовых и людских ресурсов и серии типовых коммерческих операций и процедур . В задачу логистики прежде всего входит координирование и оптимизация финансовых и товарных потоков компании, согласование их с рыночной конъюнктурой и производственным потенциалом соответствующей отрасли. Интересно, что потоки информации (в частности, документоооборот) также должны включаться в логистические системы.

Особое значение логистика имеет для холдингов и финансово-промышленных групп, т.е. компаний и предприятий, имеющих в своем составе дочерние фирмы и филиалы. В этом случае целесообразно создание логистических систем, охватывающих деятельность всего холдинга в целом. Именно по этому пути идет зарубежная практика в области управления крупными хозяйственными системами. В данном материале изложены подходы к логистике с точки зрения управления и планирования товарных потоков и финансовых систем типичной “средней” торговой или торгово-производственной фирмы.

Планирование сложных логистических структур не делается “вручную”. В настоящее время в этой области самое широкое применение находят разнообразные компьютерные экспертные средства и системы планирования процессов логистики. В связи с этим решающее значение приобретают практические принципы и методы работы с прикладным программным обеспечением. Оператор ЭВМ, менеджер или эксперт в области логистики нуждается в первую очередь в универсальных и эффективных программных инструментах. Они позволяют огранизовывать весь цикл работ в области логистики - от аван-проекта, до детального планирования и контроля за уже действующей системой.

Широкими возможностями в этой области обладают пакеты структурного моделирования. Они позволяют не только подготовить соответствующие рекомендации и проекты на базе точных аналитических методов, но и придать им наглядную “визуальную” форму. В данной разработке рассматривается пакет структурного моделирования ITHINK. Он разработан специалистами Массачусетского технологического института (США) и хорошо зарекомендовал себя в практике проектных работ и управления текущими операциями компаний.

Согласно современным подходам производственные, сбытовые и управленческие функции рассматриваются как система взаимопересекающихся и взаимозависимых технологических “цепей”. Рассматриваются производственные, сбытовые и снабженческие цепи. Выделяются главные и “побочные” цепи. Однако решающее значение имеет "main chain” - “главная цепь” компании. В данном материале рассмотены некоторые примеры построения “главных цепей” торговых предпритий. Управление деловым циклом торговой компании тербует анализа всех этапов: от оптовых закупок, транспортировки до реализации и послепродажного обслуживания клиентуры.

Что дает разработка основных функциональных цепей коммерческой фирмы руководителям компании? Прежде всего она обепечивает наглядное представление о фунукционировании сложной хозяйственной системы. Это облегчает принятие решений, устранение узких мест и сбоев в ее работе. На основе анализа функционирования компании опоявляется возможность разработки детальных плановых и отчетных документов, оперативных сводок и других форм опертивной документации компании. Они позволяют существенно повысить управленческую культуру компани, повысить эффективность управлеческих решений

Ниже приведена модель “элементарной” сбытовой цепи торговой компании. Сделана она на базе пакета структурного моделирования ITHINK. Такого типа модели строятся путем формирования сбытовой структуры. Строится она из типовых блоков. Типовые блоки имеются на выбор и переносятся в заданную точку схемы при помощи оператора “мышь”. Блоки реализуют наиболее типичные функции, встречающиеся в процессе функционирования хозяйственных и инженерных систем( хранение, переработка, транспортировка и пр.). Лучшие пакеты структурного моделирования предоставляют возможность компьютерной анимации модели: оператор “видит” функционирование системы не только в виде графиков и диаграмм, но и в виде символического движения объктов и изменения структур. Типовые блоки связываются стрелками, которые показывают технологические взаимосвязи, направление поставок и финансовых потоков. Стрелки также проводятся при помощи оператора мышь.

Приведенная ниже модель осуществляет координацию импорта, хранения и продаж торговой компании. Оператор вводит плановый график закупок ( в виде графика или таблицы), а также прогноз сбыта продукции. В результате появляется возможность оценить размер товарных запасов в каждый момент времени. .Данные могут быть введены и иначе. Вместо заданного графика продаж в модель вводится режим работы складских помещений и размер товарных запасов. На “выходе” модели определяются требуемые темпы продаж. В этом случае они являются “функцией” закупок и целевого размера товарных запасов.

Однако главная особенность данной модели заключается в возможности “подстроить” к заданному потоку затрат на импрот продукции поток выручки от продаж импротной продукции. Данные расчеты производятся в блоке, “приписанном” к стрелке, ориентированной навсречу потоку закупок. Эта стрелка символизирует поток выручки от продаж продукции. В блоке “Складской учет”формируются данные о “содержании” склада в каждый момент времени. В нем можно получить данные о стоимости товара, количестве партий и даже сроке их нахождения на складе.

Следующая диаграмма отражает модель планирования работы более сложной дилерской структуры коммерческой фирмы.

Поток закупленных на внешнем рынке товаров поступает на склад и далее распеделяется между основными дилерами компании, которые осуществляют их продажу. Оператором задается режим закупки, а также прогноз продаж, осуществляемых каждым из дилеров.В модели учитываются цены, торговые наценки и другие финансовые показатели. Сопоставление потока выручки и потока затрат делает возможным анализ чистой текущей стоимости затрат. Причем на выходе модели - кумулятивный график данного показателя, показывающий уровень текущей стоимости инвестиций в каждый момент времени.

Если в состав делового цикла торговой фирмы входят транспортные операции , то необходима тщательная “привязка” транспортировки товаров к процессу хранения и реализации продукции. В международной практике пакет ITHINK широко используется для решения задач планирования и управления отдельными транспортными операциями и транспортными потоками. Принципиальны подход к задачам транспортной отрасли с использованием методов структурного моделирования заключается в следующем. Географическое расстояние между пунктами маршрута заменяется временем в пути. Маршрут из точки A в точку Б представлен временем и затратами на перевозку.Иными словами “карта” транспортировки грузов отражает не столько географические, сколько технологические параметры транспортного процесса. Такой подход делает возможным эффективное и достаточно наглядное планирование транспортных операций торговой компании.

В модели транспортной цепи формируется специализмрованный типовой блок .Назовем его условно “транспортер”. Транспортер моделирует все процессы, происходящие с транспотным средством или грузом на данном участке маршрута. В нем рассчитывается стоимость транспортировки, время в пути, разнообразные виды затрат. Процесс транспортировки может претерпевать периодические остановы, перегрузки товаров. Модель выглядит как совокупность ряда объектов (начальных и промежуточных пунктов, терминалов), соединенных стрелками “транспортеров”. Они соответсвуют участку маршрута транспортного средства или потока грузов."Транспортер" имитирует регулярные транспортные операции или отдельные рейсы транспортных средств.

В качестве транспортных терминалов и промежуточных пунктов выступают другие типовые блоки “распределители” и “процессоры”. Они имитируют переработку и перегрузку продукции на промежуточных пунктах ( хранение, перегрузуку, переработку). Транспортный маршрут указыватся стрелками. Транспортные модели в системе ITHINK позволяют контролировать весь комплекс технико-экономических показателей транспорных систем -средней скорости и предельных загрузок, расхода топлива, транспортных потерь и затрат времени и пр.

Модели транспортной логистики целесообразно использовать на “стыках” транспортных систем- железнодорожного и морского пути, авиации и автотранспорта. Ситуация, когда грузы, доставленные морским транспортом должны переружаться на железную дороги, часто всречается во внешней торговле.. Точная координация транспортных операций способна обеспечить торговой фирме немалую экономию. Структурные модели транспортных схем обеспечивают анализ различных вариантов организации транспортной системы. Ее работа “проверяется” в различных режимах, что делает возможным выбор оптимальных маршрутов и транспортной технологии торговой фирмы.

Конфигурация сбытовых цепей и транспортных схем коммерческих фирм может быть различна. Пакты структурного моделирования не навязывают каких либо жестких ограничений на моделируемых процесс. Модель может быть разработана практически для любой ситуации или бизнес-схемы. В заключение следует отметить, что моделирование деятельности хозяйственных субъектов- исключительно эффективное и персрективное направление развития управленческих технологий. Мировой опыт свидетельствует - компьтерный анализ коммерческого механимзма компании- необходимое условие успешного функционирования и победы в конкурентной борьбе. Он проводится на постоянной основе и прочно вошел в практику современного бизнеса.


   Перейти на главную страницу   

Copyright © 1993-2006 ТОРА-Центр. Тел: 517-33-83, 726-67-78 Марксистская ул., д.20